От момента основания Fear Factory до судебных тяжб, от разрушенной дружбы до будущих свершений. Бёртон вспоминает свою насыщенную событиями жизнь.
- В моем представлении, проект всегда жил. Я начал работать над новыми песнями вместе с Джоном (Бехделом), Джейсом (Льюисом) и Марком Туэйтом (гитара) довольно давно. Я работал с Fear Factory, потому что это был мой главный источник дохода. Параллельно я постоянно пытался заключить контракт с любым лейблом для Ascension Of The Watchers, но это не приносило результатов.
- Есть у меня мысли на этот счёт, но скорее всего главная причина в том, что предыдущий наш альбом не раскручивался лейблом должным образом и не продался. К тому же мне нужно было записать новый альбом именно так, как я хотел, в малейших деталях, чтобы представитель лейбла сказал: "Ах вот, как он должен звучать". В конечном итоге увяз в судебной тяжбе. Но сейчас я начинаю всё с чистого листа - я сам могу контролировать свою судьбу.
- Верно. Как минимум четыре трека. Ghost Heart посвящена о моей жене, A Wolf Interlude - моему сыну, Honoree - моей младшей дочери. Key To The Cosmos посвящена моему лучшему другу, который скончался от опухоли мозга несколько лет назад. Это моя самая личная пластинка. Она полностью о любви - об отсутствии любви, новизне чувств, смерти любви, о том, что любовь всегда окружает тебя и неважно, чувствуешь ты это или нет.
- Сложнее было писать как раз для Fear Factory, где личные эмоции приходилось убирать и вживаться в чужую роль. В этом плане я вредил самому себе. Но в целом да, были опасения, потому что это для меня в новинку, но в конечном итоге что в одном, что в другом случае - мысли идут из одной головы, а вдохновение из одного источника.
- Ну это просто хорошая песня о любви. В плане текста и музыки мне показалось, что я мог бы сделать из неё что-то более зловещее - типа грязной похоронной панихиды.
- Мне изначально не хотелось подстраивать материал под какой-то стиль. Хотелось создать что-то новое для себя. На протяжении своей жизни меня вдохновляло невероятно большое количество самой разнообразной музыки, и моя цель всегда состояла в том, чтобы объединить все эти грани во что-то уникальное. Это круче, чем быть зажатым в рамках одного жанра.
- Я любил музыку с детства и всегда хотел быть участником группы. Впервые вкусил, каково это, в церковном и школьном хорах. Мне это запало в душу.
- В Голливуде со своей первой группой Hate Face. Наш первый концерт был в здании, где сейчас снимают Шоу Джимми Киммела. Нас поставили разогревать одну из первых групп Филди из Корн, LAPD, и я дико нервничал. К тому времени я жил в Голливуде шесть или восемь месяцев, ходил на концерты, заводил знакомства. Как-то ко мне подошёл друг, с которым у нас были общие интересы в музыке, и предложил войти в состав его группы. Я согласился, познакомился с ними, мы начали репетировать. У меня в голове были кое-какие идеи для текстов песен. Так и закрутилось.
- Я родился в Хьюстоне, но семья постоянно переезжала. Меня приняли в художественную школу в Вашингтоне, Округе Коламбия, но музыка и ночная жизнь стали для меня важнее, поэтому я отказался. Через шесть месяцев мой напарник по музыкальному магазину, где я работал, предложил переехать в Лос-Анджелес. Мы до сих пор хорошо дружим, и он клянётся, что я сказал ему тогда, что переезжаю в ЛА, чтобы стать рок-звездой.
- Я приехал в город летом 89-го. На тот момент глэм-метал всё ещё был в прайме, но всё же медленно затухал. Мне никогда не нравилась группа Warrant. Мне нравились более тяжёлые (арт-рок и индастриал-группы) Blast First, Amphetamine Reptile, Wax Trax!, Sub Pop. Я фанател от сиэттловской сцены, которой предстояло стать известной благодаря Nirvana. В то же время я частенько посещал подпольные индастриальные клубы.
- Гитарист и ударник Hate Face жили в одном большом доме в центральном районе Голливуда примерно ещё с одиннадцатью людьми. У меня была комната на первом этаже, и однажды я вернулся с работы и услышал гитарные запилы, доносящиеся откуда-то сверху. Я подумал: "Что за херня?" А там, оказывается, Дино лабал в своей комнате.
- Музыка. Если быть точнее, то первый альбом Godflesh. Дино относился к дет-метал/грайндкор сцене, и я больше тяготел к индастриалу и нойз-року. Godflesh понравилась нам обоим. Я предложил ему послушать другую группу Джастина Бродрика 'Head of David'. В свою очередь он предложил послушать мне Carcass и Bolt Thrower. Дет-метал и грайндкор были от меня максимально далеки.
- На самом деле всё началось с того, что Дино стал играть в моей группе Hate Face, а потом предложил сочинить вместе новые песни под другим именем. Мы стали называться Ulceration. То, что мы написали, впоследствии стало песней Big God из первого альбома Fear Factory. Но в целом ушло, конечно, много времени на то, чтобы найти наш звук.
- Дино давно дружил с Россом. Росс как раз в тот момент начинал заниматься собственным лейблом и хотел, чтобы Fear Factory стала первой группой, выпущенной на нём. Мы записали 16 песен за неделю. Впахивали без сна и отдыха, и в итоге внезапно Росс вручил нам контракты. Один из друзей Дино, который потом стал нашим менеджером, посоветовал нам не подписывать их. Росс встал в позу и сказал, что если нет подписей, нет и альбома на его лейбле. Росс первым подал на нас в суд. Кто знал тогда, что это судебные тяжбы красной нитью пройдут через всю карьеру Fear Factory (смеётся).
- Возможно. Скорее легкая злость от того, как всё сложилось. Мне нравилось с ним работать. Росс эклектичный человек. Однажды он дал нам послушать песни, которые записал с другой группой и сказал что-то вроде: "Вот как вы могли бы звучать". Естественно, этой группой стала Korn. Я тогда подумал, а что бы было, если бы мы подписали с ним контракт?
- Это было определённое свежее звучание. В тот момент на метал-сцене так никто не звучал. Мы соединили воедино тяжёлые гитары с индастриальными и электронными элементами. Мой голос стал частью этого звука - никто до этого именно так не соединял тяжёлый и чистый вокал. Очень долгое время люди думали, что у нас в группе два вокалиста.
- "Demanufacture" определил всю мою карьеру. По крайней мере я так думаю. Люди не знали, что думать о "Soul Of A New Machine" - что это? Дет-метал, индастриал или треш? Да и многих отпугивал вокал. После дебютника мы выпустили альбом ремиксов "Fear Is The Mindkiller" и отпугнули ещё больше людей. Но именно "Demanufacture" стал визитной карточкой Fear Factory. Для нас выход альбома стал определяющим моментом в карьере. Мы практически создали новый жанр. Думаю, многие пытались скопировать наше звучание, но не преуспели.
- Ну, Linkin Park записали разбавленную водой версию "Demanufacture".
- Мне не понравилось. Я уважаю их, но мне показался альбом эдакой версией "Demanufacture" для детей.
- Ну, если честно, я больше не мог работать с Дино. Надоело. Люди меняются - я изменился, он изменился. Он стал человеком, с которым я больше не смог работать. Я сказал ему, что больше никогда не буду с ним работать и пожелал удачи.
- Много чего происходило на личном уровне. Не хочу никого ни в чём обвинять, я всё-таки не психолог, но человек, которым он становился, мне не нравился. Он не был больше хорошим человеком.
- Нет, вообще нет. Реймонду и Кристиану пришлось меня уламывать. У них был план, но им пришлось долго меня убеждать, что он сработает. Они сказали что-то вроде: "Дино больше не будет в группе, а у нас есть наработки новых песен. Что думаешь?". Я колебался.
В то время я уже основал Ascension Of The Watchers, но людей оказалось очень сложно заинтересовать этой группой. Лейблы слушали материал и говорили: "Ну, это звучит не как Fear Factory". Ещё бы, блин! Поэтому у группы другое название.
- Да, определённо. Чтобы всё сложилось, мне нужно было выпустить ещё один альбом Fear Factory. К тому же в то время я становился семейным человеком, поэтому согласился. Для меня возвращение в Fear Factory стало возможностью вытащить Watchers из небытия. Моё сердце было с этой группой.
- Грустно это признавать, но да. И когда делаешь что-то ради денег, вот к чему это приводит.
- Знаешь, да. После стольких лет разлуки, мы набрались жизненного опыта, и мне казалось, что всё изменилось. Поначалу всё получалось, но черты того старого Дино никуда не делись, и со временем они начали проявляться сильнее и сильнее.
- Есть и четвёртый, который должен вот-вот выйти. Всё пошло наперекосяк во время записи "Genexus". Мы подрались, потому что он позволил себе сказать то, что не должен был, и мне пришлось врезать ему.
- Нет, судебные иски от этих ребят преследовали нас с 2009. Они наняли очень дотошного адвоката.
- Вчетвером в одной комнате нас не было. Я, Кристиан и Реймонд однажды собрались втроём. Нас должно было быть четверо, но Дино не появился. Я там собственноручно отстаивал свои интересы. Персональные и финансовые вопросы доконали меня до такой степени за эти тридцать лет, что я просто поставил точку. С этим нужно было покончить.
- Да нет, я думал об уходе четыре года, с момента записи последнего альбома. В процессе записи я проходил через суды и банкротство.. в какой-то момент я потерял контроль над ситуацией. Девять лет назад я признал себя банкротом. Но последние события опять меня обанкротили. У меня не было ни гроша.
- Работать с кем-то, кому больше не доверяешь. Быть частью бизнеса, в котором каждый хочет урвать твой кусок.. оно того не стоит. В какой-то момент я подумал: "Хрен с ним, забирай, забирай всё!"
- Не уверен, что могу сказать. Последний раз мы общались по телефону около трёх лет назад. Он сказал мне такие вещи, что я подумал: "Это пи**ец... мало того, что до тебя до**ываются по личным вопросам, но ещё и по вопросам бизнеса." Я слышал, он говорил, что пытался со мной связаться. Но если ты хочешь мне позвонить, не надо слать смс-ки со словами "позвони мне". Что это за херня?
- Я просто встал бы и вышел.
- Мне незачем это делать. Не каждые дружеские отношения должны обязательно длиться всю жизнь. У Ascension Of The Watchers есть песня Residual Presence, она о том, что ничто не вечно.
В любом случае перечисленные альбомы - часть моего наследия. И хочу сказать фанатам Fear Factory, храни их бог, которые восклицают "это конец Fear Factory": ребята, вы чего? Есть целых десять альбомов, которые всегда можно включить! И то вы знаете только два из них! (смеётся)
- Нет, точно нет. Мы бы хотели выпустить следующий альбом через два года. В идеале бы съездить в тур, когда это будет возможно. Мне бы хотелось, чтобы именно на концертах люди слушали эти песни, ведь именно концерты вдохновили звучание нового альбома. Поэтому да, на повестке дня Watchers, плюс у меня есть планы на разные музыкальные идеи.
- Я раздумываю над тем, чтобы сделать "сольный" тур (кавычки в воздухе, прим.перев), в рамках которого я бы исполнял песни из репертуара всех групп, в которых когда-либо был - от Fear Factory до GZR, City Of Fire, Watchers и Ministry. Есть и другие планы. В работе концептуальная история для Apochrypa. Хотелось бы закончить сиквел к графической новелле "The Industrialist". В планах несколько фото-выставок. Самая главная и единственная моя цель - оставаться творческим человеком, реализовывать вещи, которые мне интересны, потому что мне уже всё-таки 51 год, надо заниматься только тем, что нравится.
- Ты про отношения с бывшими участниками и бизнес аспекты? Нет. Я в состоянии понять, что Fear Factory выпустила отличные альбомы (смеётся). Мы, конечно, и спорные песни писали, но думаю, что 90% написанного нами материала офигенные. И мы вдохновили многих своим творчеством. Fear Factory оставила внушительный след в истории, и я горжусь этим.
Перевод: Stucker, оригинальный материал: loudersound.com 7 апреля 2021 года.
Впервые опубликовано на fear-factory.ru 18 апреля 2021 года.