ГлавнаяГруппаДискографияДаты туровЧтивоИстория DemanufactureИстория The IndustrialistФайлыФотографииСсылкиАвторы

 

follow on Twitter 

 

Бёртон Белл: "Я был в Fear Factory ради денег".

От момента основания Fear Factory до судебных тяжб, от разрушенной дружбы до будущих свершений. Бёртон вспоминает свою насыщенную событиями жизнь.

- Почему ты перезапустил Ascension Of The Watchers именно сейчас?

- В моем представлении, проект всегда жил. Я начал работать над новыми песнями вместе с Джоном (Бехделом), Джейсом (Льюисом) и Марком Туэйтом (гитара) довольно давно. Я работал с Fear Factory, потому что это был мой главный источник дохода. Параллельно я постоянно пытался заключить контракт с любым лейблом для Ascension Of The Watchers, но это не приносило результатов.

- Как думаешь, почему?

- Есть у меня мысли на этот счёт, но скорее всего главная причина в том, что предыдущий наш альбом не раскручивался лейблом должным образом и не продался. К тому же мне нужно было записать новый альбом именно так, как я хотел, в малейших деталях, чтобы представитель лейбла сказал: "Ах вот, как он должен звучать". В конечном итоге увяз в судебной тяжбе. Но сейчас я начинаю всё с чистого листа - я сам могу контролировать свою судьбу.


- Есть ощущение, что некоторые песни на Apocrypha посвящены конкретным людям. Это так?

- Верно. Как минимум четыре трека. Ghost Heart посвящена о моей жене, A Wolf Interlude - моему сыну, Honoree - моей младшей дочери. Key To The Cosmos посвящена моему лучшему другу, который скончался от опухоли мозга несколько лет назад. Это моя самая личная пластинка. Она полностью о любви - об отсутствии любви, новизне чувств, смерти любви, о том, что любовь всегда окружает тебя и неважно, чувствуешь ты это или нет.

- Ты всегда закладывал в песни смыслы в завуалированных формах. Испытывал ли ты странные ощущения в этот раз, подавая материал практически в лоб?

- Сложнее было писать как раз для Fear Factory, где личные эмоции приходилось убирать и вживаться в чужую роль. В этом плане я вредил самому себе. Но в целом да, были опасения, потому что это для меня в новинку, но в конечном итоге что в одном, что в другом случае - мысли идут из одной головы, а вдохновение из одного источника.

- Последняя песня на альбоме - это кавер на хит 1988 года Sign Your Name соул-поп группы Terence Trent D’Arby’s. С чем связан этот выбор?

- Ну это просто хорошая песня о любви. В плане текста и музыки мне показалось, что я мог бы сделать из неё что-то более зловещее - типа грязной похоронной панихиды.

- Как бы ты охарактеризовал стиль Ascension Of The Watchers? Вы не метал-группа, не индастриал-группа, не готическая группа.

- Мне изначально не хотелось подстраивать материал под какой-то стиль. Хотелось создать что-то новое для себя. На протяжении своей жизни меня вдохновляло невероятно большое количество самой разнообразной музыки, и моя цель всегда состояла в том, чтобы объединить все эти грани во что-то уникальное. Это круче, чем быть зажатым в рамках одного жанра.


- Почему ты захотел стать вокалистом?

- Я любил музыку с детства и всегда хотел быть участником группы. Впервые вкусил, каково это, в церковном и школьном хорах. Мне это запало в душу.

- Когда впервые оказался на сцене?

- В Голливуде со своей первой группой Hate Face. Наш первый концерт был в здании, где сейчас снимают Шоу Джимми Киммела. Нас поставили разогревать одну из первых групп Филди из Корн, LAPD, и я дико нервничал. К тому времени я жил в Голливуде шесть или восемь месяцев, ходил на концерты, заводил знакомства. Как-то ко мне подошёл друг, с которым у нас были общие интересы в музыке, и предложил войти в состав его группы. Я согласился, познакомился с ними, мы начали репетировать. У меня в голове были кое-какие идеи для текстов песен. Так и закрутилось.

- А как оказался в Голливуде?

- Я родился в Хьюстоне, но семья постоянно переезжала. Меня приняли в художественную школу в Вашингтоне, Округе Коламбия, но музыка и ночная жизнь стали для меня важнее, поэтому я отказался. Через шесть месяцев мой напарник по музыкальному магазину, где я работал, предложил переехать в Лос-Анджелес. Мы до сих пор хорошо дружим, и он клянётся, что я сказал ему тогда, что переезжаю в ЛА, чтобы стать рок-звездой.

- Какие впечатления тогда произвел на тебя Лос-Анджелес?

- Я приехал в город летом 89-го. На тот момент глэм-метал всё ещё был в прайме, но всё же медленно затухал. Мне никогда не нравилась группа Warrant. Мне нравились более тяжёлые (арт-рок и индастриал-группы) Blast First, Amphetamine Reptile, Wax Trax!, Sub Pop. Я фанател от сиэттловской сцены, которой предстояло стать известной благодаря Nirvana. В то же время я частенько посещал подпольные индастриальные клубы.

- Где ты повстречал Дино Казареса?

- Гитарист и ударник Hate Face жили в одном большом доме в центральном районе Голливуда примерно ещё с одиннадцатью людьми. У меня была комната на первом этаже, и однажды я вернулся с работы и услышал гитарные запилы, доносящиеся откуда-то сверху. Я подумал: "Что за херня?" А там, оказывается, Дино лабал в своей комнате.


- Что вас свело?

- Музыка. Если быть точнее, то первый альбом Godflesh. Дино относился к дет-метал/грайндкор сцене, и я больше тяготел к индастриалу и нойз-року. Godflesh понравилась нам обоим. Я предложил ему послушать другую группу Джастина Бродрика 'Head of David'. В свою очередь он предложил послушать мне Carcass и Bolt Thrower. Дет-метал и грайндкор были от меня максимально далеки.

- Вы вместе основали Fear Factory. Звук с самого начала был таким, каким надо?

- На самом деле всё началось с того, что Дино стал играть в моей группе Hate Face, а потом предложил сочинить вместе новые песни под другим именем. Мы стали называться Ulceration. То, что мы написали, впоследствии стало песней Big God из первого альбома Fear Factory. Но в целом ушло, конечно, много времени на то, чтобы найти наш звук.

- Вы же записали альбом "Concrete" с тогда ещё никому не известным Россом Робинсоном в 1991, но он тогда не вышел. Что там случилось?

- Дино давно дружил с Россом. Росс как раз в тот момент начинал заниматься собственным лейблом и хотел, чтобы Fear Factory стала первой группой, выпущенной на нём. Мы записали 16 песен за неделю. Впахивали без сна и отдыха, и в итоге внезапно Росс вручил нам контракты. Один из друзей Дино, который потом стал нашим менеджером, посоветовал нам не подписывать их. Росс встал в позу и сказал, что если нет подписей, нет и альбома на его лейбле. Росс первым подал на нас в суд. Кто знал тогда, что это судебные тяжбы красной нитью пройдут через всю карьеру Fear Factory (смеётся).

- После этого Росс стал продюсером Korn. Завидовали в духе: "На их месте должны были быть мы?"

- Возможно. Скорее легкая злость от того, как всё сложилось. Мне нравилось с ним работать. Росс эклектичный человек. Однажды он дал нам послушать песни, которые записал с другой группой и сказал что-то вроде: "Вот как вы могли бы звучать". Естественно, этой группой стала Korn. Я тогда подумал, а что бы было, если бы мы подписали с ним контракт?

- Всё круто изменилось с выходом второго альбома Fear Factory "Demanufacture". Почему многим он так понравился?

- Это было определённое свежее звучание. В тот момент на метал-сцене так никто не звучал. Мы соединили воедино тяжёлые гитары с индастриальными и электронными элементами. Мой голос стал частью этого звука - никто до этого именно так не соединял тяжёлый и чистый вокал. Очень долгое время люди думали, что у нас в группе два вокалиста.


- Как свалившийся успех сказался на тебе?

- "Demanufacture" определил всю мою карьеру. По крайней мере я так думаю. Люди не знали, что думать о "Soul Of A New Machine" - что это? Дет-метал, индастриал или треш? Да и многих отпугивал вокал. После дебютника мы выпустили альбом ремиксов "Fear Is The Mindkiller" и отпугнули ещё больше людей. Но именно "Demanufacture" стал визитной карточкой Fear Factory. Для нас выход альбома стал определяющим моментом в карьере. Мы практически создали новый жанр. Думаю, многие пытались скопировать наше звучание, но не преуспели.

- Кто именно?

- Ну, Linkin Park записали разбавленную водой версию "Demanufacture".

- О чём ты подумал, когда впервые услышал "Hybrid Theory"?

- Мне не понравилось. Я уважаю их, но мне показался альбом эдакой версией "Demanufacture" для детей.

- Fear Factory распались в 2002. Никто так и не понял почему. Что случилось на самом деле?

- Ну, если честно, я больше не мог работать с Дино. Надоело. Люди меняются - я изменился, он изменился. Он стал человеком, с которым я больше не смог работать. Я сказал ему, что больше никогда не буду с ним работать и пожелал удачи.

- Что именно вас отдалило друг от друга?

- Много чего происходило на личном уровне. Не хочу никого ни в чём обвинять, я всё-таки не психолог, но человек, которым он становился, мне не нравился. Он не был больше хорошим человеком.

- Ты реформировал группу уже без него несколькими годами позже. Легко ли далось это решение?

- Нет, вообще нет. Реймонду и Кристиану пришлось меня уламывать. У них был план, но им пришлось долго меня убеждать, что он сработает. Они сказали что-то вроде: "Дино больше не будет в группе, а у нас есть наработки новых песен. Что думаешь?". Я колебался.
В то время я уже основал Ascension Of The Watchers, но людей оказалось очень сложно заинтересовать этой группой. Лейблы слушали материал и говорили: "Ну, это звучит не как Fear Factory". Ещё бы, блин! Поэтому у группы другое название.


- То есть, можно сказать, что ты вернулся в Fear Factory без Дино ради Ascension Of The Watchers?

- Да, определённо. Чтобы всё сложилось, мне нужно было выпустить ещё один альбом Fear Factory. К тому же в то время я становился семейным человеком, поэтому согласился. Для меня возвращение в Fear Factory стало возможностью вытащить Watchers из небытия. Моё сердце было с этой группой.

- В конце двухтысячных ситуация перевернулась с ног на голову, когда ушли Кристиан и Реймонд, а Дино вернулся. Опять всё ради денег?

- Грустно это признавать, но да. И когда делаешь что-то ради денег, вот к чему это приводит.

- Вы на самом деле восстановили дружбу?

- Знаешь, да. После стольких лет разлуки, мы набрались жизненного опыта, и мне казалось, что всё изменилось. Поначалу всё получалось, но черты того старого Дино никуда не делись, и со временем они начали проявляться сильнее и сильнее.

- Перед тем, как всё сломалось, вы записали три альбома: "Mechanize", "The Industrialist" и "Genexus". Что стряслось на этот раз?

- Есть и четвёртый, который должен вот-вот выйти. Всё пошло наперекосяк во время записи "Genexus". Мы подрались, потому что он позволил себе сказать то, что не должен был, и мне пришлось врезать ему.

- Ко всему прочему, вас постоянно доставали судебными тяжбами Реймонд и Кристиан, это началось с начала десятых годов.

- Нет, судебные иски от этих ребят преследовали нас с 2009. Они наняли очень дотошного адвоката.

- Представь, что когда-нибудь вы вчетвером соберётесь в одной комнате и скажете друг другу: "Мы все взрослые люди, что же мы творим?"

- Вчетвером в одной комнате нас не было. Я, Кристиан и Реймонд однажды собрались втроём. Нас должно было быть четверо, но Дино не появился. Я там собственноручно отстаивал свои интересы. Персональные и финансовые вопросы доконали меня до такой степени за эти тридцать лет, что я просто поставил точку. С этим нужно было покончить.

- В сентябре 2020 ты объявил об уходе из Fear Factory. Что стало последней каплей?

- Да нет, я думал об уходе четыре года, с момента записи последнего альбома. В процессе записи я проходил через суды и банкротство.. в какой-то момент я потерял контроль над ситуацией. Девять лет назад я признал себя банкротом. Но последние события опять меня обанкротили. У меня не было ни гроша.


- Насколько сложно было оставить всё это позади?

- Работать с кем-то, кому больше не доверяешь. Быть частью бизнеса, в котором каждый хочет урвать твой кусок.. оно того не стоит. В какой-то момент я подумал: "Хрен с ним, забирай, забирай всё!"

- О чём вы говорили с Дино последний раз?

- Не уверен, что могу сказать. Последний раз мы общались по телефону около трёх лет назад. Он сказал мне такие вещи, что я подумал: "Это пи**ец... мало того, что до тебя до**ываются по личным вопросам, но ещё и по вопросам бизнеса." Я слышал, он говорил, что пытался со мной связаться. Но если ты хочешь мне позвонить, не надо слать смс-ки со словами "позвони мне". Что это за херня?

- Если бы Дино или Реймонд или Кристиан сейчас вошли бы в комнату, что ты сказал бы им?

- Я просто встал бы и вышел.

- То есть шансов возродить с ними дружбу никаких?

- Мне незачем это делать. Не каждые дружеские отношения должны обязательно длиться всю жизнь. У Ascension Of The Watchers есть песня Residual Presence, она о том, что ничто не вечно.
В любом случае перечисленные альбомы - часть моего наследия. И хочу сказать фанатам Fear Factory, храни их бог, которые восклицают "это конец Fear Factory": ребята, вы чего? Есть целых десять альбомов, которые всегда можно включить! И то вы знаете только два из них! (смеётся)

- Ты уже чётко расставил акценты - все мысли об Ascension Of The Watchers. Какие планы? Следующего альбома опять придётся ждать 12 лет?

- Нет, точно нет. Мы бы хотели выпустить следующий альбом через два года. В идеале бы съездить в тур, когда это будет возможно. Мне бы хотелось, чтобы именно на концертах люди слушали эти песни, ведь именно концерты вдохновили звучание нового альбома. Поэтому да, на повестке дня Watchers, плюс у меня есть планы на разные музыкальные идеи.

- Например?

Новый альбом Fear Factory записан- Я раздумываю над тем, чтобы сделать "сольный" тур (кавычки в воздухе, прим.перев), в рамках которого я бы исполнял песни из репертуара всех групп, в которых когда-либо был - от Fear Factory до GZR, City Of Fire, Watchers и Ministry. Есть и другие планы. В работе концептуальная история для Apochrypa. Хотелось бы закончить сиквел к графической новелле "The Industrialist". В планах несколько фото-выставок. Самая главная и единственная моя цель - оставаться творческим человеком, реализовывать вещи, которые мне интересны, потому что мне уже всё-таки 51 год, надо заниматься только тем, что нравится.

- Весь негативный опыт, который теперь ассоциируется с Fear Factory, испортил впечатление о тех годах?

- Ты про отношения с бывшими участниками и бизнес аспекты? Нет. Я в состоянии понять, что Fear Factory выпустила отличные альбомы (смеётся). Мы, конечно, и спорные песни писали, но думаю, что 90% написанного нами материала офигенные. И мы вдохновили многих своим творчеством. Fear Factory оставила внушительный след в истории, и я горжусь этим.

Перевод: Stucker, оригинальный материал: loudersound.com 7 апреля 2021 года.
Впервые опубликовано на fear-factory.ru 18 апреля 2021 года.